В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2022 г. № 701 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 451», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от  21 ноября 2022 г. № 796, в государственном учреждении образования «Детский сад агрогородка Забелышин» разработана и утверждёна приказом инструкция по оказанию ситуационной помощи инвалидам.

Согласно инструкции, инвалиду, сопровождающему его лицу, при необходимости посещения государственного учреждения образования «Детский сад агрогородка Забелышин», с целью получения какой-либо услуги или информации, предоставляемой учреждением образования, рекомендуется предварительно сообщить об этом работнику учреждения образования, указав характер и объем требуемой ситуационной помощи.

Контактный номер телефона работников учреждения, за которыми закреплены обязанности по оказанию ситуационной помощи инвалидам: +375 2247 73 9 64.

ИНСТРУКЦИЯ

по оказанию ситуационной помощи инвалидам различных категорий при обращении в государственное учреждение образования «Детский сад агрогородка Забелышин»

 

         Для обеспечения доступа инвалидам и лицам с ограниченными возможностями (далее - инвалиды) к помещениям государственного учреждения образования (далее - ГУО) «Детский сад агрогородка Забелышин» (далее - детский сад), наравне с другими лицами, разработан алгоритм оказания ситуационной помощи. 

          Оказание помощи проводится только с согласия инвалида, после уточнения характера и объема необходимой помощи.   

         Алгоритм оказания ситуационной помощи

         Работник детского сада увидев человека с инвалидностью, испытывающего трудности при входе в здание:

         выходит на улицу, уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, открывает входные двери;

         оказывает помощь при входе в здание;

         узнает о цели посещения и сообщает заведующему (лицу, его заменяющему) о посещении лица с инвалидностью;

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин;

         сопровождает до гардероба;

         сопровождает до диагностического кабинета заведующего учреждением образования;

         оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, открывает и закрывает дверь;

         оказывает помощь при выходе из здания.

 

Особые потребности при посещении государственного учреждения образования «Детский сад агрогородка Забелышин» лиц с инвалидностью, в зависимости от нарушенных функций организма

         С учетом имеющихся нарушений функций организма, лиц с инвалидностью можно объединить в пять групп:

         лица с двигательными нарушениями

         лица с нарушением зрения

         лица с нарушением слуха

         лица с нарушением речи

         лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями.

         Лица с двигательными нарушениями – лица, имеющие заболевания опорно-двигательного аппарата и (или) нервной системы и передвигающиеся с использованием кресла-коляски, с помощью специальных приспособлений для ходьбы с нарушениями, использующие костыли и трости различной сложности, а также без использования ассистивных устройств и приспособлений.

         Основные потребности лиц с двигательными нарушениями:

         помощь при входе в здание и выходе из здания;

         помощь при передвижении по зданию;

         помощь при самообслуживании.

         Алгоритм оказания ситуационной помощи.

          Работник детского сада увидев посетителя с двигательными нарушениями:

         выходит на улицу, предлагает подняться по пандусу, оказывает помощь при входе в здание;

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, цель посещения;

         сообщает заведующему учреждением образования о посещении учреждения гражданином с двигательными нарушениями;

         помогает раздеться в гардеробе;

         сопровождает гражданина до места расположения кабинета заведующего учреждением образования, указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения;

         помогает заполнить необходимые документы;

         по окончании приема, сопровождает гражданина до гардероба, оказывает помощь при одевании;

         при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;

         сопровождает гражданина к выходу;

         оказывает помощь при выходе из учреждения.

         Лица с нарушением зрения относятся к лицам с сенсорными нарушениями, также лица, имеющие различные сочетания сенсорных нарушений: полное нарушение зрения (абсолютная или практическая слепота), передвигающиеся преимущественно с помощью трости, собаки-поводыря, человека-поводыря или ассистента; частичное нарушение зрения (слабовидение), передвигающиеся и ориентирующиеся, как правило, самостоятельно; полное отсутствие слуха с нарушением речи, частичное нарушение слуха, сохранившие речь в той или иной степени; различные сочетания сенсорных нарушений и речевых нарушений;

         Основные потребности лиц с нарушением зрения:

помощь при входе в здание и выходе из здания;

помощь при ориентации внутри здания;

помощь при составлении письменных обращений (документов);

помощь при самообслуживании.

         Алгоритм оказания ситуационной помощи.

          работник детского сада, увидев посетителя в солнцезащитных очках и с белой тростью, испытывающего трудности при входе в здание:

         выходит на улицу, начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения; открывает дверь;

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения

         оказывает помощь при входе в здание;

         отделяет гражданина с нарушением зрения от основного потока движения других посетителей учреждения;

         сообщает директору, заместителю директора о посещении учреждения гражданином с нарушением зрения;

         начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения;

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения, цель посещения;

          предлагает гражданину с нарушением зрения взять его за руку повыше локтя для того, чтобы во время движения гражданин с нарушением зрения был на полшага позади него;

         при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;

         помогает раздеться в гардеробе;

         сопровождает гражданина с нарушением зрения до места расположения кабинета заведующего учреждением образования, указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения;

         предоставляет информацию гражданину с нарушением зрения в доступной для него форме;

         помогает заполнить необходимые документы;

         по окончании приема, сопровождает гражданина с нарушением зрения до гардероба, оказывает помощь при одевании;

         при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;

         сопровождает гражданина с нарушением зрения к выходу; оказывает       помощь при выходе из учреждения.

 

         Основные потребности лиц с нарушением слуха:

         помощь при входе в здание и выходе из здания (при необходимости);

         помощь при ориентации внутри здания;

         помощь при составлении письменных обращений (документов).

         Во время пребывания гражданина в учреждении работник детского сада знакомит с письменной информацией, расположенной в здании

       предоставляют информацию гражданину с нарушением слуха письменным способом.

         Алгоритм ситуационной помощи лицам с нарушением слуха.

          работник детского сада, увидев посетителя с нарушением слуха, изъясняющегося с помощью жестового языка и испытывающего трудности при входе в здание:

         сообщает заведующему учреждением образования о посещении учреждения гражданином с нарушением слуха;

         уточняет в доступной для лица с нарушением слуха форме, в какой помощи он нуждается и цель посещения;

         при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;

         сопровождает гражданина с нарушением слуха до места расположения диагностического кабинета, кабинетов, предоставляет необходимую информацию гражданину с нарушением слуха в доступной для него форме;

         помогает заполнить необходимые документы;

если существуют трудности при устном общении, предложить другой формат, например письменную речь;

         при необходимости сопровождает до гардероба.

         Алгоритм ситуационной помощи лицам с нарушением речи

         Работник детского сада, при обращении к нему посетителя с нарушением речи:

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи;

         сообщает директору, заместителю директора о посещении учреждения гражданином с нарушением речи, нуждающегося в оказании ситуационной помощи;

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением речи, цель посещения;

         при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;

         при необходимости сопровождает гражданина с нарушением речи до кабинета заведующего учреждением образования, предоставляет информацию гражданину с нарушением речи в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другой запрашиваемой гражданином информацией;

         помогает заполнить необходимые документы;

         при необходимости сопровождает до гардероба;

         если затруднена устная речь, использовать другие возможности передачи информации для обеспечения понимания – письменную речь, жестикуляцию, демонстрацию.

 

         Лица с когнитивными (интеллектуальными, умственными) нарушениями – это лица, имеющие нарушения памяти, восприятия, внимания, мышления, интеллекта, испытывающие трудности в ориентации на объекте, выражении своих потребностей, вербальной коммуникации, понимании больших объемов информации, включая условия и порядок предоставления услуг.

          Основные потребности лиц с интеллектуальными нарушениями:

         помощь при входе в здание и выходе из здания;

         помощь при ориентации внутри здания;

         помощь при составлении письменных обращений (документов);

         помощь при самообслуживании.

         Алгоритм ситуационной помощи лицам с когнитивными нарушениями

         Работник детского сада при обращении к нему посетителя с интеллектуальными нарушениями:

         уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с интеллектуальными нарушениями, цель посещения;

         сообщает заведующему учреждением образования о посещении учреждения гражданином с интеллектуальными нарушениями;

         сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до места расположения кабинета заведующего учреждением образования, и предоставляет информацию в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другой запрашиваемой гражданином информацией;

         в кабинете оказывает помощь в ориентации;

         помогает заполнить необходимые документы;

         сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до гардероба;

         оказывает помощь при одевании;

         при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;

         сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями к выходу;

         оказывает помощь при выходе из учреждения.